Методы оценки эффективности мерчандайзинга«Анализируй это» Когда говорят об эффективности мерчандайзинга, часто приводят некие общие цифры: например, действия по мерчандайзингу способны привести к 30% увеличению товарооборота. Как же можно измерить реальный эффект в спортивном магазине, какие именно показатели анализировать? Часто бывает, что торговец имеет в своем распоряжении все цифры, но не получает результатов из-за того, что не может правильно поставить задачи анализа. Рассмотрим, для чего применяются те или иные показатели, что поможет торговым аналитикам по-новому взглянуть на уже знакомые процедуры. Способы оценкиДля каких задач, и с какой периодичностью применяются различные виды анализа в розничной компании? Известно, что основной принцип проведения анализа - его нисходящий характер. Это означает, что на первом этапе анализ проводится по крупным блокам, чтобы увидеть основные тенденции в работе магазина. Далее – процесс идет вглубь товарных подгрупп и линеек по видам или маркам. Сразу становятся видны сильные и слабые места, проблемы, на решение которых можно потратить много сил, а результат окажется незначительным. Так, может принести мало пользы оптимизация ассортимента внутри товарной группы, если эта группа находится на неудачном месте в торговом зале, занимает слишком много или слишком мало площади (площадь не соответствует значению товарной группы), или неэффективно расположена в соответствии с типом спроса на товар (рисунок 1).
Приведенные виды анализа применяются для решения различных задач и должны и должны проводиться с разной периодичностью. Необходимо отметить, что ни один из указанных видов анализа не является «панацеей». Обеспечить эффективность деятельности организации можно только выполняя аналитическую работу систематически и комплексно, то есть, применяя различные виды анализа на постоянной основе и в необходимых объемах, исходя из целей и текущего состояния внутренней и внешней среды. Оценка привлекательности торгового пространстваПривлекательность торгового пространства для покупателей, качество планировки и «импульсность» торгового зала оценивается с помощью следующих показателей:
Рассмотрим эти показатели в том же порядке, остановившись подобнее на анализе структуры чека. Среднее время пребывания покупателей в магазинеПокупатель в магазине должен не только совершить необходимые покупки, но и ознакомиться с товарами и услугами. Короткий период пребывания в стенах магазина показывает, что покупателя не удалось «зацепить», или что товары неэффективно расположены в соответствии с типом спроса (целевые находятся близко к входу и линейке касс). Оценить время пребывания посетителей в магазине можно с помощью визуального наблюдения или эксперимента. Например, к корзинам и тележкам прикрепляется номер, отмечается время, когда данная корзина была взята и когда «вышла» из торгового зала. Среднее количество покупателей и распределение
|
Рис.2 Доли чеков с различным количеством позиций в общем количестве чеков |
---|
Рис.3 Распределение сумм покупок в чеках |
---|
Рис.4 Распределение сумм покупок в чеках с 1 позицией |
---|
Конечно, персонал магазина будет находить оправдание подобным результатам: «Да, у нас большинство покупателей уходит с одной покупкой, но зато с какой!». Стационарный тренажёр это или гелевые стельки с супинатором, легко проверить, посмотрев распределение сумм покупки в чеках, содержащих 1 позицию (доли в процентах), а также состав чеков.
Ещё проверяется распределение чеков с различной суммой покупки в общем количестве чеков, и это позволяет определить, какие доли составляют крупные, средние и мелкие покупки. (Рисунок 3). Часто оказывается, что большинство покупателей уходит с товаром на небольшую сумму, или в корзине оказываются основные, необходимые товары, а импульсные, с которыми покупатель так и не повстречался в магазине, остаются лежать на полках.
Диапазоны при анализе распределения сумм покупок можно выводить механически, с единым шагом (50, 100, 150, 200 и т.п.), а можно учитывать восприятие суммы покупателями и проводить границы по суммам, которые имеют значение с точки зрения психологии восприятия цены. Например, диапазоны могут быть следующими:
От 1 до 100 руб.
От 100 до 500 руб.
От 500 до 1000 руб.
От 1000 до 3000 руб.
От 3000 до 6000 руб.
Свыше 6000 руб. и так далее.
Разбивку диапазонов необходимо регулярно корректировать согласно внутренним и внешним изменениям. Дальнейший процесс анализа и формулирования выводов достаточно индивидуален. Ведь установление целевых соотношений, признание тех или иных значений показателей положительными являются личным делом руководства магазина, и единого рецепта на данный счет не существует. При проведении анализа структуры чека важно учитывать множество факторов, таких как:
Анализировать структуру чеков рекомендуется ежемесячно (при проведении анализа реже, чем раз в месяц, данные для анализа структуры чеков все равно необходимо брать по месяцам, а не в целом за период).
Анализ структуры чека – вещь хорошая и во многом необходимая. Но нельзя недооценивать роль менеджмента магазина в данном процессе. Ведь выработать методику анализа, выявить ключевые показатели, определить целевые соотношения, объективно отразив ситуацию, в которой работает магазин, может только квалифицированный менеджер. Да и проведение анализа не является самоцелью. Гораздо важнее правильно интерпретировать полученные результаты, сделать необходимые выводы и предпринять наиболее адекватные действия для улучшения / сохранения ситуации.
Что делать, если картина со структурой чеков неудовлетворительная? Когда и почему такое бывает? Вот основные причины:
На плане магазина выделяются зоны, приносящие одинаковый товарооборот на 1 м2 торговой площади. Неравномерная картина, как правило, свидетельствует не о том, что есть ударно работающие участки, а о том, что существует много слабых, отстающих мест.
Без сомнения, товарооборот в различных отделах серьезно зависит от вида товара, характера спроса на него. Но менее прибыльные участки нельзя принимать как данность, с ними необходимо работать. В огромном большинстве случаев после проведенной работы, когда нижние показатели подтягиваются и картина выравнивается, лидирующие участки дают еще больше.
Показатель эффективности использования торговых площадей - один из важнейших в анализе деятельности магазина. Кратко напомним суть анализа. Для оценки эффективности использования торговых площадей и распределения места для групп необходимо:
А) Рассчитать показатели доли продаж товарных групп.
Б) Рассчитать показатели доли выкладки товарных групп.
Для крупногабаритных товаров (тренажеры, например) площадь принимается в квадратных метрах, для мелкоразмерных – в погонных метрах, по совокупной длине места на полках стеллажей. Значение коэффициента более единицы говорит об эффективном использовании площади, менее 0,6 – о проблемах. Низкие показатели эффективности использования площадей говорят о возможности оптимизации ассортимента и выкладки товаров в товарных группах. Пример показан на рисунке 5.
Рис.5 Карта использования эффективности площадей (по отделам магазина спорт товаров) |
---|
Что делать с проблемными зонами? Конечно же, диагностировать причину и попытаться устранить ее. Для удобства необходимые рекомендации приведены в таблице 1.
Хочется привести пример одного из больших спортивных магазинов в Риге, площадь примерно около 1 500 м2. Спортивная одежда представлена на площади около 600 м2, и характеризуется очень большим разнообразием моделей. Но при этом каждая модель – только в количестве 1-2 штук, а кроме того, нет росторазмерной сетки. Если хотите лыжный костюм 48 размера, есть только синий, 52 размера – только красный и т.п. То есть, выбора нет абсолютно.
Там же детские лыжные шапочки: маленького размера много разных, а для возраста постарше нет ничего. Это явно неграмотная работа менеджера: заказывает много, а потом наиболее ходовые размеры «вымываются», и магазин допродает то, что осталось. В итоге площади используются явно неэффективно. Вместо того, чтобы заказывать так много разных моделей, можно было бы ограничиться несколькими, но выдерживать весь запас размерного ряда.
Пример, показанный на рисунке 5 (зона спортивной одежды красная). Ассортимент неглубокий, и поэтому не привлекает. Несколько моделей сиротливо ютятся в углу, и многие покупатели, возможно, даже не знают, что эта группа в магазине уже давно появилась. Кто-то из покупателей имеет стойкое предубеждение к «последнему» товару – если уже давно висит, значит, никому не нужен.
Рекомендации до смешного просты и кратки.
Очень важно своевременно диагностировать ситуацию в магазине и решить задачу сегодня, потому что завтра может быть поздно: придется искать более дорогостоящие меры. Поэтому анализ по указанным показателям нужно проводить регулярно (раз в квартал), чтобы опасные для спортивного магазина сигналы можно было диагностировать своевременно.
Таб. 1. Причины низкой эффективности использования площадей и пути их устранения:
ПРИЧИНА | ПУТИ УСТРАНЕНИЯ |
---|---|
Проблемы с поставками, периодическое отсутствие в продаже марок, пользующихся наибольшим спросом. |
Внесение корректив в график заказа товаров |
Неэффективная выкладка:
|
Соблюдение правил выкладки и границ места, отводимого под товары определенной марки.
Соблюдение правила основной и дополнительной точек продаж товара. |
Неэффективный ассортимент внутри товарной группы. |
Удаление из ассортимента марок/видов, пользующихся незначительным спросом. |
Особенности планировки зала |
Изменить расположение товарных групп. |
Внешние причины |
Деятельность производителей по продвижению. |
Кира & Рубен Канаян,
ведущие консультанты компании «Юнион-Стандарт Консалтинг», г. Москва,
авторы книги «Торговая недвижимость: вызовы времени и перспективы»,
книги «Проектирование магазинов и торговых центров»
и книги «Мерчандайзинг»
За 25 лет работы
нашей компанией было
спроектировано
2 643 040 кв.м
торговой площади
в 13 странах
Осуществлены проекты для
240
торговых центров
52
розничных сетей
600+
магазинов
Информация, изложенная в книге «Проектирование магазинов и торговых центров», будет полезной как для владельцев и управленцев существующих торговых центров с целью повышения эффективности и привлекательности, так и для тех, кто только приступает к созданию нового торгового центра и хочет построить его по всем правилам, гарантирующим успех. Во вторую категорию помимо владельцев и управленцев попадают архитекторы, дизайнеры, технологи, поставщики оборудования.
Инна Логинова
Директор управления
розничной торговлей
Торговая компания «АНТЭК»,
г. Тверь
Книга «ТОРГОВАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ и ПЕРСПЕКТИВЫ»
Аннотация | Оглавление |
Предисловие | Рецензии |
Книга «Торговая недвижимость: вызовы времени и перспективы» рассказывает о стратегиях девелоперов и розничных торговцев, о направлениях и форматах, которые будут востребованы до 2020 года. В книге представлено множество цифр и показателей из практики действующих объектов, результаты маркетинговых исследований и анализа, проведенного по ряду городов России и других стран. Особое внимание в книге уделяется технологиям работы: представлены подробные методики для девелоперов, управляющих торговых центров, а также для компаний, которые работают в торговых центрах – магазинов, предприятий сферы общественного питания, услуг и развлечений. Даются рекомендации по открытию новых объектов и повышению прибыльности действующих торговых центров и магазинов.
Книга «Торговая недвижимость: вызовы времени и перспективы» рассказывает о стратегиях девелоперов и розничных торговцев, о направлениях и форматах, которые будут востребованы до 2020 года. В книге представлено множество цифр и показателей из практики действующих объектов, результаты маркетинговых исследований и анализа, проведенного по ряду городов России и других стран. Особое внимание в книге уделяется технологиям работы: представлены подробные методики для девелоперов, управляющих торговых центров, а также для компаний, которые работают в торговых центрах - магазинов, предприятий сферы общественного питания, услуг и развлечений. Даются рекомендации по открытию новых объектов и повышению прибыльности действующих торговых центров и магазинов.
Выражаем искреннюю благодарность компании «Юнион-Стандарт Консалтинг» за разработку концепции навигации для торгово-развлекательного центра «Европа». Реализованный проект и те изменения, которые произошли впоследствии, позитивно сказались на распределении покупательского потока внутри нашего торгового центра.
Благодаря этому проекту, мы решили главную задачу, предоставили нашим посетителям возможность просто и комфортно ориентироваться на всей площади торгово-развлекательного центра «Европа», сделали торговый центр еще более удобным для посетителей.
Разработанный и продуманный дизайн проекта навигации идеально вписался в интерьерное оформление, и придал атмосфере центра дополнительный уют и шарм классического европейского торгового центра.
Уверены, что дальнейшие совместные проекты с «Юнион-Стандарт Консалтинг» будут столь же результативны, и послужат достижению наших общих интересов.
Рябов Сергей Александрович,
генеральный директор,
Управляющая компания
Re&Solution Property Management,
г. Калининград
© Юнион-Стандарт Консалтинг 2002-2024 (http://www.usconsult.ru) тел. +7 (499) 641-04-01 |
Дизайн сайта – © компания «Stratomedia, Inc.» Дизайн и брендинг для розничной торговли. |