Библиотека розничной торговли
Освещение магазина
«Эффективный инструмент продаж»
Интервью Киры и Рубена Канаян о приемах освещения в магазинах, для журнала «Light Design».
Словом «мерчандайзинг» обозначается комплекс мер, направленных на увеличение продаж. Большое значение в мерчандайзинге уделяется проектированию света: с помощью продуманных световых решений можно добиться значительного роста прибыли торговой точки. Наши консультанты – Кира и Рубен Канаян, авторы первой российской книги по мерчандайзингу.
Применение тех или иных методов мерчандайзинга всегда непосредственно связано с концепцией магазина. Поскольку освещение является ее частью, в различных типах магазинов свет решает разные задачи: свет в супермаркете будет принципиально отличаться от светового решения бутика.
Супермаркеты
Организация пространства
В больших магазинах самообслуживания главная задача состоит в том, чтобы провести покупателя по всем участкам торгового зала. Освещение и световые эффекты должны содействовать этому. Чаще всего торговые залы имеют форму прямоугольника или квадрата. Естественный маршрут для покупателя в данном случае - это движение по периметру. Ясно, что стенды и прилавки, расположенные в центре, при такой траектории потока рискуют остаться без должного внимания. Чтобы этого избежать, в «слепых» местах размещают аттракторы – отдельные ярко оформленные островки из прилавков. Для большей эффективности аттракторы выделяют с помощью света. Здесь может применяться как заливающее, так и акцентирующее освещение, которое переключает внимание покупателей на какие/то отдельные товары, участвующие в выкладке. Благодаря этому, направляясь к притягивающим внимание аттракторам, посетитель проходит все остальные стенды и прилавки, замечая товар, который на них выставлен.
Еще один важный пункт – выделение переходов. Если магазин расширяется и открывает еще один торговый зал, то ничем не обозначенный переход в новое пространство может остаться незамеченным. Поэтому здесь необходимо создавать видовые точки – успешно решить эту задачу можно, также используя свет.
Обязательно следует подчеркивать светом коммуникации, соединяющие разные этажи. Посетителю, уставшему от шопинга, бывает просто лень преодолевать лишнее препятствие и переходить с одного этажа на другой. Однако оригинальное световое решение лестницы или эскалатора может вдохновить его на это.
Выкладка
Нередко в большом магазине бывает сложно отыскать нужную группу товаров. Решить эту проблему помогут светящиеся указатели, стрелки или табло – достаточно простые световые элементы, которыми не стоит пренебрегать.
Недостаточная освещенность – основная причина некачественной презентации товаров, в особенности если они выставлены в закрытых полках. В этом случае рекомендуется использовать локальный направленный свет. Тот же прием поможет сделать акцент на определенном товаре, заставить покупателя обратить на него внимание.
На повышение заинтересованности покупателя работает и умелое применение цветного освещения. Подсвеченное розовым светом сырое мясо выглядит более привлекательно, а для освещения прилавков с зеленью хорошо использовать свет зеленых тонов – от этого цвет продукта становится более насыщенным. Исследованиями доказано, что правильно сделанная локальная подсветка может повысить продаваемость отдельного товара в несколько раз.
Торговые галереи
Если поездки в супермаркеты человек планирует заранее, то в маленькие магазинчики, расположенные в крупных торговых центрах или пассажах, он, как правило, заходит случайно. Поэтому здесь приоритетной становится другая задача - завлечь покупателя внутрь. Главную роль в ее решении играет витрина. Поскольку в большинстве современных торговых центров магазины имеют маленькие фасады, самый эффективный способ их оформления - световой дизайн.
Бутики
Бутики - особый вид магазинов. Сюда приходят за эксклюзивным товаром. Обстановка в бутиках более спокойная - мало людей, нет суеты. Освещение здесь должно соответствовать общей атмосфере. Основное правило в световом оформлении бутиков - обязательная подсветка задней стены. Пол, как правило, за счет снижения общего освещения делается немного темнее. Товары, напротив, следует выделять ярким локальным светом. Здесь могут удачно сработать приемы театрального освещения - выделение светом темных участков (ниш и т.п.), которые при естественном освещении не видны. Такое световое решение позволит уйти от обыденности и создаст внутри бутика неповторимую обстановку.
Эффективность света как инструмента торговли доказана. Даже простое увеличение количества светильников или мощности ламп в магазине с недостаточным уровнем освещенности может привести к повышению продаж на 20-30%. В маленьких магазинах эта цифра может доходить даже до сотен процентов. Но, как и любое мощное средство, свет требует грамотного обращения: неправильно спроектированное освещение может вредить имиджу магазина и негативно сказываться на товарообороте.
Не следует также забывать и о том, что свет - это только часть успеха. Если торговый зал спроектирован неправильно, то даже профессионально разработанная система освещения не сможет в одиночку «вытянуть» продажи. К сожалению, в нашей стране культура создания магазинов пока находится только на самой ранней стадии развития. В большинстве случаев каждый элемент торгового зала создается отдельно - в отрыве от контекста. Часто это приводит к тому, что средства, вложенные в оснащение магазина, отрабатываются неэффективно. Оптимальный вариант - комплексный подход: архитекторы, светотехники и мерчандайзеры должны работать вместе.
Кира & Рубен Канаян,
ведущие консультанты компании «Юнион-Стандарт Консалтинг», г. Москва,
авторы книги «Торговая недвижимость: вызовы времени и перспективы»,
книги «Проектирование магазинов и торговых центров»
и книги «Мерчандайзинг»
Назад в библиотеку
|