Библиотека розничной торговли Проектирование торгового центра
|
![]() |
Рис. 1 |
Места переходов на другие этажи покупатели не должны искать, они должны встречаться, сталкиваться с ними (см. рис. 2). Если торговый центр – районного значения, посетители знают, что расположено на верхних этажах, но все равно их надо лишний раз «пригласить» наверх. В более крупных торговых предприятиях на посетителей из дальней торговой зоны приходится значительный процент, и покупатели не запоминают планировку комплекса. При возрастании насыщенности площадями в торговых центрах увеличивается число посетителей, заехавших случайно, по дороге. Такие посетители часто не имеют времени для того, чтобы изучить схему.
![]() |
Рис. 2 |
Торговый комплекс без внутреннего раскрытия, с отдельными входами у ряда арендаторов, сталкивается с проблемой подъема посетителей в большей степени. Особенно когда поток «перекрывается» на первом этаже крупными арендаторами, более мелкие торговцы наверху оказываются в трудной ситуации. С такой проблемой столкнулись, например, арендаторы 2-го и 3-го этажа ТЦ «Екатерининский» в Екатеринбурге, когда в 2003 году первый этаж был отдан четырем крупным магазинам с отдельными входами с улицы. Если торговая площадь магазина небольшая, а ассортимент не специализированный, такой магазин может жить только на потоке, и сам не создает поток. Задача владельца ТЦ – обеспечить эффективные условия для торговли у всех арендаторов, поэтому необходимо правильно распределить площади: крупные и обладающие большей притягательной силой магазины (или товарные группы) ставятся выше, мелкие и импульсные – на пути к ним. Самое «оригинальное» решение проблемы привлечения на 2-й этаж мы видели в гипермаркете «Алпи» в г. Сосновоборске: все магазины арендаторов двухэтажные, и каждый из них имеет собственную лестницу. Соответственно, заботиться о привлечении посетителей наверх каждый арендатор должен сам.
![]() |
Рис. 3 |
Покупатель, преодолевший подъем, должен быть вознагражден. А если на верхнем этаже покупатель не найдет ничего интересного, то хотя бы не должен вспоминать о затраченных усилиях. На рисунке 4 показана «Диагональ справедливости» при подъеме наверх и два основных направления решения задачи верхних этажей. Работа должна вестись и в том, и в другом направлении: снижение физических усилий при подъеме на верхние этажи и усиление привлекательности верхних этажей. Наверху могут располагаться уникальные, редкие или специализированные товары, для приобретения которых покупатель готов затратить дополнительные усилие. Готов подняться покупатель и ради низких цен. В торговом комплексе «Горбушка» и «Горбушкин двор» в Москве этот стимул используется в рекламе: «Этаж выше – цены ниже».
![]() |
Рис. 4 |
Роль привлечения на высшие этажи должны выполнять не только товары-создатели потока. Необходимо регулярно обеспечивать покупателей информацией о товарах, представленных на других этажах: информацией об акциях, объявлениями и рекламой по внутреннему радио в магазине, табло и схемами, стрелками. Также возможна подсветка ступеней лестниц и мест перехода на другие этажи, наименование групп товаров на ступенях. Особая тема - специальные дизайнерские решения для вертикальных коммуникаций, инсталляции, в которых происходит направленное вверх движение. Это могут быть, например, бегущие огоньки, кинетические скульптуры. Точки привлечения внимания должны совпадать с местом расположения вертикальных коммуникаций. Например, в московском мебельном центре «Гранд» в центре лестнично-лифтового узла располагается фонтан, струя которого поднимается вверх до 3-го этажа. Посетители, поднимающиеся по лестнице или едущие в панорамном лифте, могут полюбоваться этим зрелищем, и подъем становится гораздо интереснее. В торгово-развлекательном центре “Caesar palace” в Лас-Вегасе в вестибюле расположен макет Троянского коня, и сверху можно посмотреть, как он устроен изнутри, и узнать, где же пряталось войско. В одном из магазинов Сиэтла рядом с эскалаторами расположен кусок скалы, где посетители могут попробовать свои силы в скалолазании.
При реконструкции общественных, промышленных зданий для торговли иногда появляются небольшие перепады уровней, балконы, на которые можно попасть только из определенных мест. В новом строительстве лучше избегать таких «промежуточных этажей», поскольку они затрудняют ориентацию и движение посетителей. Об одном торговом комплексе, построенном еще в советское время, нам рассказывали следующую историю: архитектор получил премию за организацию перетекающего пространства, в котором посетитель не чувствует подъема вверх, а плавно перемещается из одного зала в другой. Маршрут движения - это длинный, закрученный по спирали «хвост», на который нанизаны торговые залы. Уже с первой четверти подъема проблема привлечения посетителей дальше стоит достаточно остро. Конечно, в советское время эффективность торговли не являлась критерием оценки торговой архитектуры…
В торговом зале магазина, расположенного в нескольких уровнях, лестница для покупателей должна проходить внутри зала, чтобы магазин не разделялся на два отдельных этажа, а представлял собой единое торговое пространство. Предпочтительнее лестница, открытая со стороны зала. Один из вариантов организации потока в двухэтажном этажном магазине – «пространственная петля», принудительный подъем покупателей на 2-й этаж, откуда начинается осмотр экспозиции, и выйти покупатели могут только через кассы 1-го этажа. Такая схема применяется, например, в магазине «Икеа», в сетях бытовой техники «Мир» и «Телемакс». При организации пространственной петли необходимо учитывать следующее:
Схемы поэтажного расположения товарных групп должны присутствовать на входе на каждый этаж, чтобы посетители легко ориентировались и могли обойти большее количество товаров. «Переменная» зона с новинками, промо-местами и регулярно меняющейся экспозицией на них также должна находиться на входе на каждый этаж.
Подведем итоги. Решение задачи верхних этажей – это:
Кира & Рубен Канаян,
ведущие консультанты компании «Юнион-Стандарт Консалтинг», г. Москва,
авторы книги «Торговая недвижимость: вызовы времени и перспективы»,
книги «Проектирование магазинов и торговых центров»
и книги «Мерчандайзинг»
За 25 лет работы
нашей компанией было
спроектировано
2 643 040 кв.м
торговой площади
в 13 странах
Осуществлены проекты для
240
торговых центров
52
розничных сетей
600+
магазинов
ПОЛУЧИТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНО
$3 000 – 6 000 С КВ. МЕТРА
Cражаясь за скорость возведения магазинов и торговых центров, российские менеджеры закрывают глаза на эффективность бизнеса самих торговых центров. Поэтому при нормативном показателе выручки 10-15 тысяч долларов с квадратного метра, российские розничные предприятия демонстрируют показатели продаж от 3 до 6 тысяч долларов с квадратного метра (!). То есть они в 2-3 (!) раза менее эффективны, чем требует рынок.
Книга гг. Канаянов «Проектирование магазинов и торговых центров» помогает управленцам предусмотреть и избежать ошибок и таких невероятных финансовых издержек.
Игорь Качалов, генеральный директор,
«Качалов и коллеги. Комплексный маркетинг», г. Москва
Книга «ТОРГОВАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ и ПЕРСПЕКТИВЫ»
Аннотация | Оглавление |
Предисловие | Рецензии |
Книга «Торговая недвижимость: вызовы времени и перспективы» рассказывает о стратегиях девелоперов и розничных торговцев, о направлениях и форматах, которые будут востребованы до 2020 года. В книге представлено множество цифр и показателей из практики действующих объектов, результаты маркетинговых исследований и анализа, проведенного по ряду городов России и других стран. Особое внимание в книге уделяется технологиям работы: представлены подробные методики для девелоперов, управляющих торговых центров, а также для компаний, которые работают в торговых центрах – магазинов, предприятий сферы общественного питания, услуг и развлечений. Даются рекомендации по открытию новых объектов и повышению прибыльности действующих торговых центров и магазинов.
Наша компания плодотворно сотрудничает с «Юнион-Стандарт Консалтинг» с 2012 года. В 2013-15гг. при строительстве ТЦ «СтройПорт» сотрудниками «Юнион-Стандарт Консалтинг» были разработаны схемы зонирования ТЦ, дизайн-проект интерьера, система навигации торгового центра и дизайн-концепция фасада здания и прилегающего двухуровневого паркинга, в т.ч. дизайн ночного освещения. Все данные проекты были успешно реализованы и внедрены при строительстве ТЦ «СтройПорт».
Выражаем Вам глубокую благодарность за успешно реализованные проекты, за оперативное консультирование и готовность всегда откликнуться и дать нужный совет. Хочу особо отметить профессионализм сотрудников Вашей компании.
Разработанный дизайн-проект интерьера, фасада и навигации идеально вписался в существующую концепцию развития территории многофункционального комплекса «Грантфлот», куда входит ТЦ «СтройПорт».
В дальнейшем, я думаю, нас ждёт ещё не один совместный проект, в положительном результате которого можно быть уверенным.
Мелёхин Виктор Александрович,
Директор
Торговый центр «СтройПорт»
г. Ижевск
© Юнион-Стандарт Консалтинг 2002-2025 (http://www.usconsult.ru) тел. +7 (499) 641-04-01 |
Дизайн сайта – © компания «Stratomedia, Inc.» Дизайн и брендинг для розничной торговли. |