Библиотека розничной торговли Проектирование торгового центра
|
Рис. 1 |
Места переходов на другие этажи покупатели не должны искать, они должны встречаться, сталкиваться с ними (см. рис. 2). Если торговый центр – районного значения, посетители знают, что расположено на верхних этажах, но все равно их надо лишний раз «пригласить» наверх. В более крупных торговых предприятиях на посетителей из дальней торговой зоны приходится значительный процент, и покупатели не запоминают планировку комплекса. При возрастании насыщенности площадями в торговых центрах увеличивается число посетителей, заехавших случайно, по дороге. Такие посетители часто не имеют времени для того, чтобы изучить схему.
Рис. 2 |
Торговый комплекс без внутреннего раскрытия, с отдельными входами у ряда арендаторов, сталкивается с проблемой подъема посетителей в большей степени. Особенно когда поток «перекрывается» на первом этаже крупными арендаторами, более мелкие торговцы наверху оказываются в трудной ситуации. С такой проблемой столкнулись, например, арендаторы 2-го и 3-го этажа ТЦ «Екатерининский» в Екатеринбурге, когда в 2003 году первый этаж был отдан четырем крупным магазинам с отдельными входами с улицы. Если торговая площадь магазина небольшая, а ассортимент не специализированный, такой магазин может жить только на потоке, и сам не создает поток. Задача владельца ТЦ – обеспечить эффективные условия для торговли у всех арендаторов, поэтому необходимо правильно распределить площади: крупные и обладающие большей притягательной силой магазины (или товарные группы) ставятся выше, мелкие и импульсные – на пути к ним. Самое «оригинальное» решение проблемы привлечения на 2-й этаж мы видели в гипермаркете «Алпи» в г. Сосновоборске: все магазины арендаторов двухэтажные, и каждый из них имеет собственную лестницу. Соответственно, заботиться о привлечении посетителей наверх каждый арендатор должен сам.
Рис. 3 |
Покупатель, преодолевший подъем, должен быть вознагражден. А если на верхнем этаже покупатель не найдет ничего интересного, то хотя бы не должен вспоминать о затраченных усилиях. На рисунке 4 показана «Диагональ справедливости» при подъеме наверх и два основных направления решения задачи верхних этажей. Работа должна вестись и в том, и в другом направлении: снижение физических усилий при подъеме на верхние этажи и усиление привлекательности верхних этажей. Наверху могут располагаться уникальные, редкие или специализированные товары, для приобретения которых покупатель готов затратить дополнительные усилие. Готов подняться покупатель и ради низких цен. В торговом комплексе «Горбушка» и «Горбушкин двор» в Москве этот стимул используется в рекламе: «Этаж выше – цены ниже».
Рис. 4 |
Роль привлечения на высшие этажи должны выполнять не только товары-создатели потока. Необходимо регулярно обеспечивать покупателей информацией о товарах, представленных на других этажах: информацией об акциях, объявлениями и рекламой по внутреннему радио в магазине, табло и схемами, стрелками. Также возможна подсветка ступеней лестниц и мест перехода на другие этажи, наименование групп товаров на ступенях. Особая тема - специальные дизайнерские решения для вертикальных коммуникаций, инсталляции, в которых происходит направленное вверх движение. Это могут быть, например, бегущие огоньки, кинетические скульптуры. Точки привлечения внимания должны совпадать с местом расположения вертикальных коммуникаций. Например, в московском мебельном центре «Гранд» в центре лестнично-лифтового узла располагается фонтан, струя которого поднимается вверх до 3-го этажа. Посетители, поднимающиеся по лестнице или едущие в панорамном лифте, могут полюбоваться этим зрелищем, и подъем становится гораздо интереснее. В торгово-развлекательном центре “Caesar palace” в Лас-Вегасе в вестибюле расположен макет Троянского коня, и сверху можно посмотреть, как он устроен изнутри, и узнать, где же пряталось войско. В одном из магазинов Сиэтла рядом с эскалаторами расположен кусок скалы, где посетители могут попробовать свои силы в скалолазании.
При реконструкции общественных, промышленных зданий для торговли иногда появляются небольшие перепады уровней, балконы, на которые можно попасть только из определенных мест. В новом строительстве лучше избегать таких «промежуточных этажей», поскольку они затрудняют ориентацию и движение посетителей. Об одном торговом комплексе, построенном еще в советское время, нам рассказывали следующую историю: архитектор получил премию за организацию перетекающего пространства, в котором посетитель не чувствует подъема вверх, а плавно перемещается из одного зала в другой. Маршрут движения - это длинный, закрученный по спирали «хвост», на который нанизаны торговые залы. Уже с первой четверти подъема проблема привлечения посетителей дальше стоит достаточно остро. Конечно, в советское время эффективность торговли не являлась критерием оценки торговой архитектуры…
В торговом зале магазина, расположенного в нескольких уровнях, лестница для покупателей должна проходить внутри зала, чтобы магазин не разделялся на два отдельных этажа, а представлял собой единое торговое пространство. Предпочтительнее лестница, открытая со стороны зала. Один из вариантов организации потока в двухэтажном этажном магазине – «пространственная петля», принудительный подъем покупателей на 2-й этаж, откуда начинается осмотр экспозиции, и выйти покупатели могут только через кассы 1-го этажа. Такая схема применяется, например, в магазине «Икеа», в сетях бытовой техники «Мир» и «Телемакс». При организации пространственной петли необходимо учитывать следующее:
Схемы поэтажного расположения товарных групп должны присутствовать на входе на каждый этаж, чтобы посетители легко ориентировались и могли обойти большее количество товаров. «Переменная» зона с новинками, промо-местами и регулярно меняющейся экспозицией на них также должна находиться на входе на каждый этаж.
Подведем итоги. Решение задачи верхних этажей – это:
Кира & Рубен Канаян,
ведущие консультанты компании «Юнион-Стандарт Консалтинг», г. Москва,
авторы книги «Торговая недвижимость: вызовы времени и перспективы»,
книги «Проектирование магазинов и торговых центров»
и книги «Мерчандайзинг»
За 25 лет работы
нашей компанией было
спроектировано
2 643 040 кв.м
торговой площади
в 13 странах
Осуществлены проекты для
240
торговых центров
52
розничных сетей
600+
магазинов
"ЗНАНИЕ – СИЛА"
2100 р.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ МАГАЗИНОВ
и ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ
Оглавление | Рецензии |
Глава 7 | Глава 18 |
Что отличает книгу «Проектирование магазинов и торговых центров», так это глубина проработки темы. Тема непростая. В ней переплетены архитектура и дизайн, управление торговой точкой и маркетинг, потребительское поведение и покупательские привычки. Все перечисленное не поддается решению само по себе и в отдельности друг от друга. Все эти факторы взаимосвязаны, и эта взаимосвязь в книге Канаян очень отчетливо прослеживается.
Чем отличается книга Канаян от других? Тем, что они совершенно адекватно ставят во главу угла маркетинговые аспекты работы розничной точки, отталкиваются от месторасположения, формата, специализации магазина, особенностей потребителей. Такой подход гарантирует эффективность работы торговой точки.
Токарев Борис Евгеньевич
Директор Центра «Бизнес и маркетинг»
АНХ при Правительстве РФ
Книга «ТОРГОВАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ и ПЕРСПЕКТИВЫ»
Аннотация | Оглавление |
Предисловие | Рецензии |
Книга «Торговая недвижимость: вызовы времени и перспективы» рассказывает о стратегиях девелоперов и розничных торговцев, о направлениях и форматах, которые будут востребованы до 2020 года. В книге представлено множество цифр и показателей из практики действующих объектов, результаты маркетинговых исследований и анализа, проведенного по ряду городов России и других стран. Особое внимание в книге уделяется технологиям работы: представлены подробные методики для девелоперов, управляющих торговых центров, а также для компаний, которые работают в торговых центрах – магазинов, предприятий сферы общественного питания, услуг и развлечений. Даются рекомендации по открытию новых объектов и повышению прибыльности действующих торговых центров и магазинов.
Открытие нашего торгового центра «Цветной парк» прошло замечательно, пришло много посетителей. Счетчик на входе в зоне автоматических дверей зафиксировал в районе 7000 посетителей ТЦ.
Сейчас у нас на 100 % заполнен ТЦ, и после открытия звонков по аренде стало в разы больше.
Дизайн ТЦ очень понравился. Торговый центр получился яркий, живой, эмоциональный, комфортный. Огромное Вам спасибо. Вы большие молодцы, творцы с большой буквы. От всего сердца всего Вам самого хорошего, удачных идей, неиссякаемого вдохновения.
Наталья Александровна Васильева,
Руководитель отдела развития
Торговая сеть «СЛАТА»
г. Иркутск
© Юнион-Стандарт Консалтинг 2002-2024 (http://www.usconsult.ru) тел. +7 (499) 641-04-01 |
Дизайн сайта – © компания «Stratomedia, Inc.» Дизайн и брендинг для розничной торговли. |