Библиотека розничной торговли

Не плюй в колодец

© Кира и Рубен Канаян

Плюшевый медвежонок-талисман уютно устроился на компьютере. Высота вращающегося стула отрегулирована, найдено место для пакетиков кофе «3 в 1» в пустых ящиках нового рабочего стола. Вид из окна прекрасный, жаль только жалюзи скрипят и не желают полностью открываться. Работа! Сладкий аромат победы после череды унылых и тревожных дней. Одно мешает общему наслаждению – надо показать, что ты на самом деле “persistent” и “goal-oriented”. С чего же начать? Может, пока внести новую строчку в свое резюме, а там придумается что-то…

Для начала - небольшой тест. Подсчитайте количество рекомендаций по устройству на работу, приобретенных вами. Учитывайте все носители: книги, статьи, аудиокассеты на русском и английском языках, программы семинаров, CD и собственные конспекты. Теперь сравните их с количеством материалов, посвященным развитию и повышению вашего профессионального уровня. Если соотношение составляет 2 к 1 и более, смело отодвигайте вторую стопку в сторону, потому что первая, по всей очевидности, так и не потеряет для вас актуальности.

Это, конечно, шутка. Предлагаем вам несколько советов, как не превратиться в вечного соискателя и избежать стрессов, конфликтов и разочарований на работе.

Попытайтесь выяснить, соответствуют ли условия работы, в первую очередь, должностные обязанности тому, что оговаривалось на собеседовании.

Огромное число провалов и разборок связано с тем, что работник и работодатель представляют себе содержание работы (обязанности и ответственность) слишком по-разному. Иногда в компании нет должностных инструкций или используются стандартные, не отражающие реального характера деятельности. Название ряда должностей вводят в заблуждение, и оказывается, что обязанности весьма расплывчаты. Сотрудника, гордо именующегося менеджером отдела маркетинга, могут в первый месяц засадить за обзвон клиентов. А что? Телемаркетинг. Все, кому не лень, могут навалить на новичка свои дела, эксплуатируя его желание проявить себя.

Очень опасны для работника установки начальства «хорошо поработаешь – много получишь, плохо – ничего не получишь» или «ты давай делай, а мы потом посмотрим, сколько тебе платить». В большинстве случаев вы получите минимум, и жена устроит вам скандал с разбиванием фарфорового сервиза.

В начале работы поведите экспресс-диагностику организационной культуры.

Станете ли вы к компании своим, впишетесь ли в существующую культуру – можно предугадать уже на собеседовании. В самом процессе адаптации очень важно помнить про вежливость и хорошие манеры. Они обеспечивают смазку для «механизма» взаимодействия и предохраняют его от трения. Но «хорошие отношения в коллективе – на самом деле плохие отношения, если они не основаны на эффективности», - писал Питер Ф. Друкер. Ожидать, что коллеги моментально проникнутся к вам симпатией, по меньшей мере, наивно. Вне зависимости от личных отношений вы должны быть готовы выполнять свои обязанности и быть уверенным в аналогичной позиции коллег.

Уточните содержание бизнес-процессов и характер коммуникаций в компании.

Не торопитесь доказывать свою инициативность и хвататься за выполнение задачи. Оглядитесь вокруг. Иначе может оказаться, что вы изобрели колесо, и вам не избежать укоризненных взглядов и насмешек. Вначале лучше выяснить, кому вы подчиняетесь, какой отдел поставляет информацию, а какой является пользователем. Если у вас есть идеи по улучшению работы, неплохо выяснить, существует ли общепринятый порядок подачи и рассмотрения. Можно бегать за начальником, обвинять его в косности, слепоте и глухоте, в то время как лучше было бы оформить предложение письменно, снабдив расчетами и графическими приложениями.

Возможно, вы увидите, что для работы требуются дополнительные ресурсы (финансы, технические средства и подчиненные). Об этом следует сообщать руководителю очень осторожно, потому что в большинстве случаев вы услышите: «Эх, милый, если бы у нас все это было, в тебе не было бы надобности».

Не секрет, что многие пишут в резюме то, чего на самом деле не умеют, или умеют хуже, чем представили на собеседовании. Этому способствуют некоторые кадровые агентства. Торопясь «продать» кандидата, они подгоняют его под требования работодателя, ласково приговаривая, как Петр Ручечник из известного фильма: «При моем умении и вашей красоте ничего дурного и быть не может». В ожидании неизбежного разоблачения не стоит впадать в панику. Попросить совета у коллег вовсе не позорно, к тому же можно замаскировать собственную некомпетентность вопросом: «А как у вас принято решать подобные проблемы? Мне бы хотелось учесть все требования, и для этого нужно больше информации».

Легкомысленность при изучении процесса принятия решений в компании может иметь последствия от серьезных до катастрофических. Новички иногда попадаются в ловушку «диффузии ответственности», сдвига к риску в групповом обсуждении. «Но мы же вместе…» – «Чего вместе? Ты ответственный! Ну, поболтали, обменялись мнениями.» В некоторых компаниях действует принцип «без права на ошибку»: не справился, увольняют сразу, в частном бизнесе вы можете даже остаться должны фирме.

Не начинайте работу с критики предшественника.

Конечно, вы скоро выясните правду о заявленном на собеседовании «повышении» предшественника. Но слова «как все запущено» делают сотрудника прямым кандидатом на увольнение - считают специалисты по кадрам. Строительные подрядчики тоже предпочитают не иметь дело с рабочими, восклицающими: «Все надо переделывать, вы наконец увидите, что такое профессионал!»

Проявляйте лояльность к организации.

В древности у хозяек на Востоке было правило: даже если семья голодала, хозяйка всегда гремела посудой, чтобы поддерживать иллюзию благосостояния в глазах соседей. Аналогичный совет можно найти в Кодексе японских самураев 17 века: «Самурай после обеда должен ковырять в зубах, даже если на обед у хозяина не было мяса.» Часто ценят не самых способных, а самых лояльных сотрудников. Им достаются премии, и поддержка в трудное время гарантирована. Увидев малейшие признаки неблагополучия, иные сотрудники начинают втихаря смотреть, как урвать здесь побольше и перелететь в другое гнездо. Или считают, что конверт с зарплатой должен быть толстым сейчас или никогда. Такая позиция мешает сотруднику увидеть будущие возможности карьеры в компании. Вы уверены в своей проницательности, в том, что видите стратегические перспективы так же, как генеральный директор? Временный спад активности может быть подготовкой к новому наступлению, и корабль компании успешно достигнет желанного берега – но уже без вас.

Безусловно, лояльности от сотрудников нечего ожидать хозяину, который сам не проявляет должной заботы. Например, немецкий полицейский четко знает цену риска: при несчастном случае на работе он сам и его семья получат солидные компенсации. А наши милиционеры? Вот и отношение к работе и поддержанию имиджа разное.

Тесно связана лояльность с личной порядочностью. Тот же Питер Ф. Друкер указывал, что «в отличие от остальных качеств порядочность нельзя приобрести». Это означает, что специалист не может быть уверенным в собственной неуязвимости: вырастят другого. Категорически нельзя использовать технические средства фирмы для «халтуры» и клиентскую базу компании для продвижения собственных услуг и продаж товаров других фирм. Наблюдения показывают, что это верный путь оказаться вообще не у дел.

Не считайте, что компания – это средство для решения ваших проблем.

Известно высказывание Генри Форда: «Деньги в организации – это колодец. Если его вычерпать, останется только грязь и тина. Поступления зависят от клиентов, а не от работодателя». Стремясь обеспечить стабильность и гарантии, не все понимают, что финансовый результат создается деятельностью всех подразделений («Почему меня должны волновать их проблемы, я свою работу сделал, гоните деньги»). А хозяину очень не хочется «сажать на шею» простых исполнителей.

Трезво оценивайте свои способности, зарплату и положение на рынке труда.

Теория справедливости, - другой работник на аналогичной должности делает вроде то же самое, а получает больше, - подразумевает спокойную оценку ситуации. Трудно, конечно, признаться, что собственные способности ниже, чем у коллег. Всегда найдется оправдание: «Зато я раньше десяти домой не ухожу, плюс Маньке из соседнего отдела регулярно помогаю. Вот и уравняйте».

От работодателей часто слышишь обреченное: «Сколько ни давай, все им мало. Хоть бы лучше работали в виде благодарности». А работники твердят: «Наконец-то фирма оценила мои старания, но все равно эта премия – жалкая подачка». Успокоит ли вас пример из книги Дэйла Карнеги: «Христос исцелил 10 прокаженных, и только один поблагодарил его»?

Сопоставляйте собственные планы развития и установки компании.

Некоторые должности не предусматривают роста компетентности, зарплаты и карьеры. Известны компании, изначально нанимающие работников на небольшой срок (около года) для того, чтобы постоянно использовать свежие силы. Ответить на вопрос «Надолго ли?» поможет анализ статистики: среднего срока работы и увольнений предшественников, показатели текучести в вашем отделе и в среднем по фирме.

Если вы сами рассматриваете работу как временную или как ступеньку в карьере, лучше все-таки сделать так, чтобы работодатель об этом не догадывался, и не хлопать дверью при уходе.

Кира Канаян

Назад в библиотеку

 

За 20 лет работы
нашей компанией было
спроектировано
2 643 040 кв.м
торговой площади
в 11 странах

Россия Украина Белоруссия Казахстан Армения Грузия Латвия Литва Киргизия Монголия США

Осуществлены проекты для

134
торговых центров

45
розничных сетей

500+
магазинов

Книга «Проектирование магазинов и торговых центров» Киры Канаян, Рубена Канаян, Армена Канаян

2100 р.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МАГАЗИНОВ
и ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ

Заказ книги «Проектирование магазинов и торговых центров»

Книга «Проектирование магазинов и торговых центров» – серьезная заявка на то, чтобы стать бестселлером для профессионалов розничной торговли. Пожалуй, это первое издание отечественных авторов, где систематизирована столь обширная теория и практика «магазиноустроительства».

Елена Шевелева,
главный редактор журнала «Фармацевтическое обозрение»


Торговая недвижимость 2100 р.

Книга «ТОРГОВАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ и ПЕРСПЕКТИВЫ»

Заказ книги ТОРГОВАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ

Книга «Торговая недвижимость: вызовы времени и перспективы» рассказывает о стратегиях девелоперов и розничных торговцев, о направлениях и форматах, которые будут востребованы до 2020 года. В книге представлено множество цифр и показателей из практики действующих объектов, результаты маркетинговых исследований и анализа, проведенного по ряду городов России и других стран. Особое внимание в книге уделяется технологиям работы: представлены подробные методики для девелоперов, управляющих торговых центров, а также для компаний, которые работают в торговых центрах – магазинов, предприятий сферы общественного питания, услуг и развлечений. Даются рекомендации по открытию новых объектов и повышению прибыльности действующих торговых центров и магазинов.


Скачать книгу «Мерчандайзинг»

Дорогие читатели!

В подарок от авторов
КИРЫ и РУБЕНА КАНАЯН
Вам предоставлена возможность

электронную версию бестселлера деловой литературы, книги «МЕРЧАНДАЙЗИНГ»

 

Попов Сергей, собственник магазина «Тёплое Море», г. Петропавловск-на-Камчатке

Прошло больше года со дня открытия нашего магазина на Камчатке, концепцию, проект интерьера, дизайн и логотип названия которого вы разработали блестяще. Это не только наше мнение, но так считают многие наши покупатели. За что мы всегда вспоминаем вас хорошим словом. Недавно ко мне приезжали родственники из Сан-Франциско, и они очень удивились и сказали, что такой магазин сантехники в Калифорнии-то редко встретишь.

У многих людей, которые попадают в наш магазин первый раз, появляется ощущение, будто они попали в другой мир. Магазин изнутри ассоциируется с чем-то современным, комфортным, спокойным, расслабляющим и в то же время заряжающим, положительно, эмоционально настраивающим на выбор товара и покупку.

Сергей Попов,
собственник
магазина «Тёплое Море»,
г. Петропавловск-на-Камчатке

ГЛАВНАЯ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
Подписка на бюллетень РОЗНИЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ